Валтасар, Бальтазар, Бальтасар, Бальдассаре

Происхождение имени

От имени Βαλτασαρ (Балтасар, поздн. Валтасар) - древнегреческой транскрипции двух различных ветхозаветных имен: בֵּלְשַׁאצַּר (Белшаццар), происх. от нововавил. "бел-шар-уцур" - "да хранит Бел (Ваал) царя", и בֵּלְטְשַׁאצַּר֙ (Белтешаццар), происх. от нововавил. "балацу-уцур" - "да хранит Бел (Ваал) его жизнь".

Первое имя (Белшаццар) носил последний халдейский царь Вавилона, устроивший в ночь перед взятием города персами пир, во время которого на стене зала появилась огненная надпись "мене, текел, упарсин" ("мене, текел, перес") - "исчислено, взвешено, разделено". Иудейский пророк Даниил истолковал царю эти слова следующим образом: "Вот и значение слов: Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам" (Дан.5:26-28).

Второе имя (Белтешаццар) носил сам пророк Даниил, воспитывавшийся при вавилонском дворе и получивший, соответственно, вавилонское имя.


Ганс Бальдунг.
Поклонение волхвов
(деталь триптиха).
1507

В русском синодальном переводе оба имени, следуя греческой традиции, передаются одинаково: Валтасар. В большинстве западноевропейских переводов, сделанных не с латинского текста Вульгаты (где эти два имени также не различаются), а непосредственно с древнееврейского текста, имена царя и пророка передаются различно.

В западноевропейской традиции имя Валтасар (Бальтазар) также приписывается одному из трех евангельских волхвов, пришедших поклониться младенцу Иисусу. На самом деле, в канонических Евангелиях нет упоминаний ни об именах, ни о числе волхвов. Однако в народной традиции считается, что волхвов было трое: Каспар (Гаспар), Мельхиор и Валтасар (Бальтазар). По преданию, их мощи хранятся в Кельне. В западной иконографической традиции Валтасар обычно изображается как юноша-мавр, Мельхиор - как европеец среднего возраста, а Каспар - как старик с восточными чертами лица или в восточной одежде.

Именины Каспара, Мельхиора и Бальтазара отмечаются 6 января, в день Богоявления по католическому календарю. В католической традиции три волхва считаются покровителями путешественников. Также считается, что Бальтазар покровительствует пильщикам, изготовителям игральных карт и больным эпилепсией.

В испаноязычных странах в честь трех волхвов также дается имя Reyes (от исп. Reyes Magos - буквально "короли-волхвы").

Католический календарь (лат., VHL. ): м. Balthasar (Balthazar) (см. именины)

Vulgata: м. Balthasar (Stuttgart, Nova Vulgata), Baltassar (Clementina)

Септуагинта: м.Βαλτασαρ (Балтасар, Валтасар)

Английский (English)

Имя царя:
м. Belshazzar (Белшеззер), Baltasar (Бэлтезер)

Belteshazzar (Белтешеззер), Baltassar (Бэлтессер)

Balthasar, Baltasar, Balthazar (Бэлтезер), Balthassar (Бэлтессер)

Немецкий (Deutsch)

Имя царя:
м. Belsazer (Бельсацер)

Beltsazar (Бельтсацар)

м. Balthasar (Бальтазар), краткие формы - Balthes, Baltes (Бальтес), Balzer (Бальцер), Balz (Бальц), Balster (Бальстер), Balder (Бальдер), уменьшительные - баварск./австр. Hausl (Хаусль), , каринтийск. Hauser (Хаузер),швейц. Balzli (Бальцли)

Французский (Français)

Имя царя:
м. Balthazar (Бальтазар), Belschatsar (Бельшатсар)

Baltassar (Бальтассар), Beltschatsar (Бельтшатсар)

м. Balthazar (Бальтазар)

ж. произв. Balzarine (Бальзарин, Бальзарина)

Испанский (Español)

Имя царя:
м. Baltasar (Бальтасар), Belsasar (Бельсасар)

Beltsassar (Бельтсассар), Beltsasar (Бельтсасар)

м. Baltasar (Бальтасар), уменьшительные - Baltasarito (Бальтасарито), Balta (Бальта)

Португальский (Português)

Имя царя:
м. Belsazar (Белсазар), Baltasar, Baltazar (Балтазар)

Beltessazar (Белтессазар), Baltasar, Baltazar (Балтазар), Baltassar (Балтассар)

м. Baltasar, Baltazar (Балтазар)

Итальянский (Italiano)

Имя царя:
м. Baldassàr (Бальдассар), Belsasar (Бельсазар)

Baltazzàr (Бальтадзар), Belsasar (Бельсазар)

м. Baldassare (Бальдассаре), пьемонтск. Batsàr (Батсар), венетск. Baldissera (Бальдиссера)

Корсиканский (Corsu)

м. Baltasaru (Бальтасару), Baldassaru (Бальдассару)

Окситанский (провансальский) (occitan, lenga d'òc, provençal)

м. Bautesar (Баутезар)

Каталанский (Català)

м. Baltasar (Балтазар, валенс. Балтасар), уменьшительные - Tasar (Тазар, валенс. Тасар)

Венгерский (Magyar)

Имя царя:
м. Belsazár (Бельшазар), Baltazár (Бальтасар)

м. Baltazár (Бальтасар), Boldizsár (Больдижар), уменьшительные - Boldi (Больди), Boldika (Больдика)

Польский (Polski)

Имя царя:
м. Balsazar (Бальсазар), Baltazar (Бальтазар)

Baltazar (Бальтазар)

Имя волхва:
м. Baltazar (Бальтазар), средневек. Balcar (Бальцар), Balcer (Бальцер)

Чешский (Čeština)

Имя царя:
м. Belšasar (Белшасар), Balsazar (Балсазар)

Beltšasar (Белтшазар), Balsazar (Балсазар)

Baltasar (Балтасар), Baltazar (Балтазар), уменьшительные - Balt (Балт), Baltek (Балтек), Tazara (Тазара),Baltazárek (Балтазарек)

Сербский (Српски)

м. Валтазар, Valtazar (Валтазар)

Нидерландский (Nederlands)

Имя царя:
м. Belsazar (Белсасар)

Beltsazar (Белтсазар)

м. Balthazar, Balthasar (Балтазар), краткие формы - Baltus (Балтус), Balt (Балт)

Датский (Dansk)

Имя царя:
м. Belshassar (Бельсассар)

Beltshassar (Бельтсассар)

Baltasar, Balthasar (Бальтасар)

Шведский (Svenska)

Имя царя:
м. Belsassar (Бельсассар)

Beltesassar (Бельтесассар)

Baltsar, Baltzar (Бальтсар), Balthasar, Baltasar (Бальтасар)

Норвежский (Norsk (bokmål)

Имя царя:
м. Belsassar (Бельсассар)

Beltsasar (Бельтсасар)

Baltasar, Balthasar (Бальтасар), Baltser, Baltzer (Бальтсер)

Исландский (Íslenska)

Имя царя:
м. Belsasar (Бельсасар)

Beltsasar (Бельтсасар)

Baltasar (Бальтасар)

Валтаса́р (Вальтасар, Бел-шар-уцур; по Книге Даниила: арам. בֵּלְטְשַׁאצַּר Белтшацар; от аккад. «Бел, царя храни») — вавилонский царевич (mār šarri), старший сын и соправитель последнего царя Вавилонии Набонида. Управлял страной и частью армии во время пребывания своего отца в аравийской Тейме.

Содержание

[убрать] 1 Валтасар в Библии2 Валтасар в искусстве3 Ссылки4 Примечания

Валтасар в Библии[править | править вики-текст]

Рембрандт, Валтасар

Согласно Библейской Книге Даниила, Валтасар был последним халдейским правителем Вавилона. Навуходоносор назван отцом Валтасара (Дан. 5:2).

Согласно Библии, в ночь взятия Вавилона персами на устроенном Валтасаром последнем пиру, он святотатственно использовал на нём для еды и напитков священные сосуды, вывезенные отцом из Иерусалимского храма. В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин». Пророк Даниил истолковал надпись, в переводе сарамейского означающую: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено» — и расшифровал их как послание Бога Валтасару, предсказал скорую гибель ему и его царству. В ту же ночь Валтасар погиб (Дан. 5:1—31).

Валтасар в искусстве[править | править вики-текст]

Пир Валтасара — распространённый сюжет изобразительного искусства, литературы, музыки.

«Во прах, Егова, твой алтарь!
Я в Вавилоне бог и царь!»

— Генрих Гейне, Валтасар
(перевод М. Л. Михайлова)

Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли вИерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.

«Поклонение волхвов», Сассетта. Фрагмент. Караван путешественников. На переднем плане Вифлеемская звезда

Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан исмирну.

(Мф. 2:9-11)

После этого волхвам во сне было дано откровение, что к Ироду возвращаться с вестью об успехе их путешествия не стоит, и они отправились домой другой дорогой. Не дождавшись их, разгневанный Ирод устроил избиение младенцев.

Память волхвов — Гаспара, Мельхиора и Валтасара — отмечается католической церковью 23 июля. 

Жерар, Бальтазар

[править | править вики-текст]

Материал из Википедии — свободной энциклопедииТекущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 апреля 2013; проверки требуют 8 правок.В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жерар.Бальтазар Жерарфр. Balthazar Gérard
портрет Жерара кисти неизвестного художникаРод деятельности:

убийца

Дата рождения:

1557

Место рождения:

Франш-Конте

Страна:

Франция

Дата смерти:

27 июля 1584

Место смерти:

Делфт

Бальтаза́р Жера́р (фр. Balthazar Gérard; 1557 — 24 июля 1584) — убийца Вильгельма I Оранского.

Биография

Родился во Франш-Конте, тогда — владение испанских Габсбургов, с юности был известен как ревностный до фанатизма католик и горячий поклонник политики испанского короля Филиппа II.

После того как Вильгельм Оранский превратился в практически независимого протестантского правителя Нидерландов, Бальтасар Жерар несколько раз выражал намерение убить этого человека, объявленного Филиппом «бичом христианства и врагом человечества». Для исполнения задуманного им плана, одобренного несколькимимонахами и даже Александром Пармским, Бальтазар Жерар вступил, под именем Франца Гюйона, на службу к Вильгельму и начал готовить план убийства. И подготовка убийства и само убийство окружено многочисленными мифами, которые сейчас уже трудно проверить. Так, готовясь совершить убийство, Жерар якобы нашёл солдата, который продал ему пистоль и пули неправильной формы — чтобы быть уверенным что рана будет смертельной. Легенда гласит что позднее этот солдат, узнав какой цели послужило проданное им оружие, покончил жизнь самоубийством[1].

В день убийства, 10 июля 1584 года Бальтазар проник в резиденцию Вильгельма в Дельфте, куда его пустили как знакомого домочадцам человека, и улучив момент, спрятался в тёмном углу лестницы, выжидая пока мимо пройдёт Вильгельм. Поздно вечером Вильгельм действительно проходил мимо и задержался, чтобы попрощаться с Роджером Вильямсом, доверенным офицером. В этот момент Бальтазар сделал три выстрела почти в упор и бросился бежать, преследуемый Вильямсом и другими солдатами охраны. Он надеялся добраться до рва, за которым его уже ожидала осёдланная лошадь — но не смог и был схвачен, якобы споткнувшись о мешок с мусором. Когда преследователи в гневе назвали его предателем, он, как считается, ответил «Я не предатель, я верный слуга моего господина — Какого господина? — спросили его — Его величества короля Испании» — ответил Жерар. Исследователи сходятся во мнении, что это первое заказное убийство в истории с использованием пистолета.

Казнь

Убийство популярного и любимого голландцами Вильгельма втёршимся в его доверие «папистом» вызвало не только отчаяние, но и взрыв ярости. Суд, состоявшийся над Балтазаром Жераром решал фактически один вопрос — какой смертью его казнить. Приговор суда, подробно расписавшего как должен умереть Жерар, был крайне жестоким, даже по меркам того времени, и шокировал многих. Казнь (четвертование) должны были предварять утончённые и тщательно расписанные пытки, предназначенные не только причинить осуждённому жесточайшую боль, но и унизить его. Так, начиналась затяжная казнь с того что он был жестоко избит кнутом на дыбе, после чего привязан к столу, его раны политы мёдом и рядом был поставлен козёл — в расчёте на то, что «нечистое» животное будет слизывать мёд с ран своим шершавым языком. После этого его обули в тесные сапоги, которые затем нагрели на огне, в результате чего они сжались и сломали ему кости. Затем его одели в пропитанную спиртом одежду и подожгли. В промежутках между пытками его держали скованным в шар, чтобы лишить его сна и отдыха. Подобные издевательства и пытки продолжались три дня, после чего он был наконец казнён. Сам Жерар и во время суда и во время пыток проявил редкое мужество и силу воли — он не выказал страха, не просил о смягчении приговора, но уподоблял себя Давиду, убившему Голиафа[2].

Память

Филипп II возвёл его родных в дворянское достоинство и пожаловал им три имения во Франш-Конте. Имя Бальтазара Жерара до сих пор носит улица в его родном городке Виллафанс (департамент Ду), на которой прошло его детство. [источник не указан 1786 дней].

Иоанн XXIII (антипапа)

[править | править вики-текст]Материал из Википедии — свободной энциклопедииТекущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 апреля 2014; проверки требует 1 правка.Не следует путать с признанным папой Иоанном XXIII.В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоанн.антипапа Иоанн XXIII
лат. Ioannes XXIIIантипапа17 мая 1410 — 29 мая 1415Коронация:25 мая 1410Церковь:Римско-католическая церковьПредшественник:Александр VПреемник:Мартин V Имя при рождении:Бальтазар КоссаBaldassarre CossaРождение:1370
Прочида или Искья,Неаполитанское королевствоСмерть:22 декабря 1419
Флоренция, Флорентийская республикаКардинал с:27 февраля 1402антипапа Иоанн XXIII на Викискладе

Иоанн XXIII (итал. Giovanni XXIII) — антипапа с 17 мая 1410 по 29 мая1415. Неаполитанец Бальтазар Косса (итал. Baldassarre Cossa; ок.1370, Прочида, по другим данным Искья — 22 декабря 1419,Флоренция) — один из антипап периода Великого западного раскола.

Содержание

Биография

Изучал право в Болонье; приняв духовный сан, первый раз возведёнБонифацием IX в кардиналы-диаконы (1402 год). За время своей карьеры обвинялся, по данным, приводимым Эдуардом Гиббоном в XVIII веке, в пиратстве, убийстве, содомии, инцесте и других преступлениях. Начиная с XIX века историки считают, что преступность Коссы была сильно преувеличена его оппонентами.

Во время Великого западного раскола, когда уже существовало двое пап (в Риме и Авиньоне), Косса стал участником группы из 7 кардиналов, отложившихся в 1408 году от Григория XII и созвавшихПизанский собор. Собор завершился усугублением раскола и избранием третьего папы — Александра V, имевшего резиденцию вПизе (1409). Спустя год, после смерти Александра, представители этой ветви раскола избрали его преемником Бальтазара Коссу. После 5 лет понтификата в Пизе Иоанн, стеснённый Владиславом Неаполитанским, вынужден был согласиться на созвание собора вКонстанце и лично туда отправиться. Он принял участие в арестеЯна Гуса и выдвижении обвинений против него (сожжён Гус был уже после бегства Иоанна из Констанца).

Дорожная авария с участием антипапы

Когда Констанцский собор потребовал от всех пап отречения, Иоанн, сначала давший клятву отречься, бежал под покровительством Фридриха IV Австрийского из города и укрылся во Фрайбурге. В своем послании собору он выдвинул условия, на которых соглашался отказаться от папского сана: сохранение титула постоянного легата в Италии, пенсия в тридцать тысяч золотых флоринов, а также передача в его руки Болоньи, Авиньона и ещё нескольких городов. Участники собора, видя, что все переговоры бессмысленны и что Иоанн добровольно не откажется от сана, решились, наконец, опубликовать постановление о его низложении. В этом постановлении содержалось семьдесят четыре пункта, из которых двадцать не были оглашены — настолько ужасны были злодеяния Бальтазара Коссы. В частности, ему ставились в вину такие преступления, как отравление предыдущего папы Александра V; изнасилование трёхсот монахинь; сексуальная связь с женой своего брата и монахами; растление целой семьи, состоявшей из матери, сына и трех сестер, причем самой старшей из них было всего двенадцать лет; торговля епископскими кафедрами и даже отлучениями; пытки тысяч невинных людей в Болонье и Риме. За все эти злодеяния собор объявлял Иоанна XXIII низложенным и предал светскому суду как «закоренелого грешника, безнравственного негодяя, симониста, поджигателя, изменника, убийцу и растлителя»[1], а император Сигизмунд наложил опалу на его покровителя, который вынужден был выдать осужденного. Иоанн был арестован во Фрайбурге и отказался от своего звания. Освободившись из заключения, он добровольно явился к новому папе Мартину V, который назначил его епископомТускуланским.

Саркофаг с останками антипапы Иоанна XXIII в баптистерии во Флоренции

Антипапа Иоанн XXIII умер 22 декабря 1419. Похоронен в баптистерии во Флоренции. Монумент над его захоронением был создан скульпторамиДонателло и Микелоццо в 1424—1425 годах.

Его личность была настолько одиозна, что после него почти 550 лет ни один папа не принимал имени Иоанн (до того самое популярное среди римских понтификов). В 1958 году кардинал Ронкалли, избранный на папский престол, принял опять имя Иоанн XXIII, подчеркнув тем самым, что Бальтазар Косса не был законным папой.

Литература

Корелин М. С., Иоанн, римские папы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.Александр Парадисис. Жизнь и деятельность Балтазара Коссы. Папа Иоанн XXIII.Дмитрий Балашов. Бальтазар Косса. (исторический роман с элементами критики книги Парадисиса)

Пряжников Алексей:Бальтазар. Магический практикум.

– демоническая сущность, темная сторона души, наполовину демон, наполовину человек, рожденный от матери-демонессы и смертного. Способен принимать то одно, то другое обличие. Будучи демоном, он обладает силой, может скрываться в пространстве, метать энергетические шары.

Бальтазар — демон высшего уровня, мастер иллюзий, проклятий и обмана. Он — солдат удачи, и слава у него дурная. Характер демона скверный, он подвержен частым вспышкам гнева и похоти, ненавидит подчинение, особо жесток и коварен. В верованиях христиан Бальтазар есть демон, отвечающий за совращение с истинного пути.

Демон Бальтазар входит в свиту Дьявола, служит Триаде Зла как наёмный убийца.

Попадая в мир людей, демон Бальтазар длительное время находится в человеческом обличии. Он вынужден это делать, но, чем дольше это происходит, тем человечнее он становится, испытывает чувства, свойственные людям, но, унаследованное от матери — демонессы зло может в любой момент вырваться наружу.


Согласно христианской мифологии, Бальтазар был тем демоном, который отвечал за совращение людей с их истинного пути. В иудаистическом веровании, что интересно, такого демона попросту не существовало. Там этот демон – реальное историческое лицо – последний владыка и царь Вавилона, прославившийся по всему миру своим Пиром.

Естественно, еврейский народ, плененный ассиро-вавилонцами, навешал ярлыков на всех князей и царей, окружавших Иудею и хоть как-то их обижавших, а христиане с радостью поддержали эту эстафету.

Бальтазар – это демон, рожденный от простого смертного и демоницы. Если быть более точными, то Бальтазар даже не демон, а демоническая сущность. Характер его коварен и склочен, а сущность – непостоянна. То он в обличье злобного демона с отталкивающей внешностью (багрово-красное лицо, рога и хвост), то предстает перед людьми самым обычным человеком. Он – мастер иллюзий и перевоплощений, обмана и проклятий. Подвержен частой смене настроений, причем овладевают им не самые лучшие чувства – яростные вспышки гнева сменяются не менее ужасающей похотью. Все это вселяет ужас в его соперников, а его самого делает практически непобедимым. Надеюсь, после этого вас больше не будет мучить вопрос, почему этот демон считается таким опасным и непредсказуемым.

Что странно, характер Бальтазара кардинально меняется в зависимости от того, в каком обличье он находится. Так, будучи демоном, он неимоверно жесток и коварен. Его работа – находить и уничтожать добрых ведьм, с чем он успешно и справляется. Как ни как, демон высшего уровня, а значит что-то да умеет!

Перевоплотившись в человека, Бальтазар становится неузнаваемым. Он начинает чувствовать и может даже полюбить. Наш мир делает его более человечным, избавляет от ярости и вечного желания убивать. Скорее всего, это объясняется тем, что этот демон, как бы там ни было, имеет частично человеческие корни и соответственно, унаследовал от своего отца некоторые людские черты характера и чувства.

Впрочем, не стоит особо обнадеживаться и заблуждаться – в любой момент даже большая привязанность к кому-то бы ни было может победить вырвавшаяся наружу жестокая сущность его матери-демоницы. К тому же, благодаря способности перевоплощаться, этот демон может стать кем угодно, заняв в нашем мире и обществе любое понравившееся место. Вполне возможно, что когда-то вы даже его видели или он и сейчас представляется одним из ваших знакомых или лучших друзей. Вот такая вот двуличная сущность!

Пребывая в образе демона, Бальтазар владеет поистине огромной силой – он может мгновенно растворяться в воздухе и метать в противника опасные энергетические шары. Согласно информации, полученной из некоторых достоверных источников, Бальтазар абсолютно не помнит своего прошлого. То есть, он помнит, где был вчера, месяц, год или десять лет назад. Но детали своего рождения, образ отца (который, как вы помните, был человеком) и счастливого (или не очень) детства, он почему-то упустил… Так же, как и то, что случилось с его человеческой половиной. Она просто пропала, растворилась… В своем понимании он всегда был жестоким и безнаказанным свободным воином, охотящимся за ведьмами и совращающим с пути истинного слабых духом людей.

Бальтазар просто знает – он появился примерно полтора века назад. Над тем, что было с ним до этого, он никогда не задумывался, да это его и не особо волнует. Всю свою сознательную жизнь он был наемником, хотя назвать его верным можно с трудом, так как служил демон тому, кто больше заплатит. То есть, он в любой момент мог предать и даже подставить своего так называемого хозяина, если другой демон пообещает ему более щедрую плату.

Бальтазар очень любит плести интриги, вести двойную игру. Предсказать его следующий шаг и о чем-то с ним договориться не представляется реальным. Конечно, если вы не посулите отдать ему что-то ценное взамен. Например, свою душу. Тогда у него можно попросить все, чего пожелаете. Хотя, с другой стороны, не факт, что он не придумает, как вас обмануть. Впрочем, о каких «высоких» материях и чувствах можно говорить, рассказывая об одном из самых коварных и злобных демонах, которых только видела наша планета!

× Пришло новое сообщение