История фальшивых денег — это бесконечный сериал криминальных озарений, жестоких казней и запредельного плутовства. Но не только. Фальшивомонетничество поначалу было видом искусства сродни ювелирному. И вот что поразительно: старинные подделки ценятся на сегодняшнем нумизматическом рынке зачастую дороже оригиналов. Неизвестно, кому впервые пришла в голову мысль подделывать древние деньги. Подделывать — как произведения искусства или исторические реликвии. С целью перепродажи. Говорят, что пошла эта странность с древних римлян. Причем они завели такую моду, когда римские монеты еще были в ходу, а последующие поколения фальшивомонетчиков-эстетов лишь продолжили их сомнительное начинание.
Как известно, римские патриции были своеобразными парнями, - они непрерывно возлежали с гетерами, накачиваясь фалернским вином, декламируя странные четверостишия на непонятном языке. Они еще много чего умели, за что и вошли в историю с ярлыками извращенцев и пьяниц. Но одним из самых непостижимых извращений римской аристократии была страсть… к фальшивым деньгам. У этих деятелей настоящих денег было невпроворот, и реальный баблос их уже не возбуждал. Как, впрочем, и убийства на Капитолии, рабы, весталки и прочие римские волчицы. Пресытились, так сказать. Зато, получив в качестве сдачи в супермаркете фальшивый денарий, они вместо того, чтобы закатывать скандал и звонить в полицию, с утонченной улыбкой спрашивали — а нет ли у них в кассе еще таких талантливо исполненных монеток. Напав же на настоящего фальшивомонетчика, господа древние римляне просто не давали ему дух перевести. Типа, гони монету. Да побольше. Фальшивую, разумеется. Для коллекции.
Об такой порочной страсти подробно рассказал мистер Плиний в своей «Истории». Он там ясно пишет, что эти разложившиеся патриции скупали фальшивые денарии. Да еще как скупали — по курсу один к трем. А то и один к пяти — если профиль Марка Аврелия особенно красиво отчеканился. Двуколка господина Беккера Понятно, что при таких раскладах римские фальшивомонетчики удвоили старания — и вскоре наводнили Империю тоннами туфты. То есть, простите, талантливыми копиями официальных римских дензнаков. Так что у истоков фальшивомонетного ремесла стояла, как это ни странно, - римская знать. Нет, сами они фальшивок не чеканили, но, так сказать, меценатствовали.
Так бы и продолжался этот разврат, если бы не подоспели древние германцы, с порога прекратившие это безобразие — вместе с самой Римской Империей.
Однако, как известно, настоящий талант дорогу себе пробьет. Настала эпоха Возрождения, и европейская аристократия снова почувствовала вкус к античности. Статуи, мозаики, латинские декламации — всё это опять вошло в моду. Каждый уважающий себя синьор Медичи или какой-нибудь там Капулетти стремился обзавестись галерей ископаемых шедевров, и непременно устраивал у себя во дворце особый «монетный кабинет». Нетрудно догадаться, что к просвещенному сеньору тотчас выстраивалась очередь разных мошенников с предложениями пополнить его коллекцию редчайшими монетами в «подлинности которых нет ни малейших сомнений».
Так что поначалу в истории человечества деньги подделывались не как оборотные средства, а именно как произведения искусства, - для коллекционеров и галерей.
Самым знаменитым из таких «художественных» фальшивомонетчиков, специализировавшихся на античных деньгах, был Карл Вильгельм Беккер. Он заметил, что римские и греческие монеты часто имели двойной контур. Это потому что полустершиеся монеты в древности «пропечатывали» еще раз, чтобы обновить изображение. Так вот Беккер виртуозно освоил технику имитации этого двойного контура на античных монетах. А для пущей убедительности он загружал свеженькие денарии в особый железный ящичек, приделанный к оси своей двуколки. Туда же он набивал металлическую стружку. А пыль и песок набивались сами, когда двуколка этого немецкого Чичикова отправлялась трястись по проселочным дорогам. Он называл это «вывозить свои монеты». На что только не пойдешь ради искусства! Полученные образцы Беккер выгодно сбывал самым знаменитым коллекционерам Европы, среди которых были короли, князья и просто весьма состоятельные люди того времени. Деньги для призраков Но это всё — дела давно минувших дней, как говорится. Какие там монетки?! - скажете вы, - какие еще денарии?! Двадцать первый век на дворе. Мы платим кредитками на каждом шагу. Наличные, если еще и присутствуют в нашей жизни, то в виде бумажек. Что ж, возразить нечего. Однако все мы знаем, что купюры подделывают. И в гораздо больших масштабах, чем средневековые монетки. Подделывают и доллары, и евро, и рубли. Это общеизвестно. Но самый экзотический случай подделки бумажных денег произошел в Китае в прошлом году. И уж если продолжать сравнение фальшивомонетного дела с изобразительным искусством, то эта история уже вполне в духе новейшего концептуализма. Какой-то перформанс с мистическим оттенком получился у китайских товарищей.
Дело в том, что в Китае издавна существует обычай печатать так называемые «деньги для духов» (в этом слове ударение на «у», и к восьмому марта оно отношения не имеет).
Спрашивается, кто эти духи, которым срочно понадобились наличные? А очень просто — это самые обыкновенные китайцы, только уже переселившиеся в мир иной. Родственники верят, что в потустороннем мире процветают те же товарно-рыночные отношения, что и в мире реальном. Поэтому, заботясь о душах своих родных, китайцы придумали печатать для них деньги. Особые деньги. На них написано «Банк Преисподней» и нарисован какой-то деятель в овале, но явно не Франклин. Возможно, это потусторонний Бернанке или еще какой-нибудь аццкий сотана, курирующий денежный оборот на том свете.
Чтишь память дедушки с бабушкой — отправь им деньги банковским переводом на тот свет. Спрашивается — как? А очень просто. Надо спалить пачку купюр (нет, не бойтесь, не настоящих, а этих, бутафорских). Видимо, китайцы очень любят своих умерших родственников, потому что «деньги для духов» всегда пользуются хорошим спросом. Их сжигают непременно на китайский новый год и другие праздники, под завывания дудок, треск хлопушек и одобрительное помахивание хвостом бумажного дракона. Кстати, номиналы «потусторонних» банкнот впечатляют — от десяти тысяч до пяти миллиардов. Нулей не жалеют, - чтобы дедуля на том свете мог закатить хорошую гулянку и ни в чем себе не отказывать. А на Тайване местные бизнесмены палят такие деньги каждые 15 дней — чтобы не только родственников порадовать, но и богов задобрить, чтобы коммерция процветала. Своего род взятка высшим силам. Но мы скажем деликатно — деньги на представительские расходы. Между прочим, для отправки в Преисподнюю деньги печатают на особой бумаге, которая имеет свойство сгорать полностью и красиво развеиваться по ветру.
Из всего сказанного ясно, что печатание «денег для призраков» - бизнес на первый взгляд безумный, но на деле - прибыльный и даже наукоемкий в каком-то смысле. Серьезный бизнес, короче. Но вот в прошлом году случилось так, что производители потусторонних дензнаков поддались соблазну. Оборудование у нас классное, бумага — первый сорт, подумали они. Какого черта мы гоним эту бутафорию?! И начали печатать… настоящие юани. То есть, пардон, не настоящие, а фальшивые, разумеется. И так рванули с места в карьер, что за 10 дней напечатали на круглую сумму 80 миллионов юаней, что составляет 12,8 миллионов долларов. Их, конечно, разоблачили и приговорили к смертной казни. В Китае законодательство очень жесткое на этот счет. Для призраков — пожалуйста печатай деньги сколько хочешь. Но для живых соотечественников — ни-ни. Теперь бедолагам, похоже, самим понадобятся «деньги для духов». Будем надеяться, родственники не забудут напечатать им таких бумажек, да побольше. Если печатные станки не конфисковали, конечно… Верблюжья кисточка Эмануэля Нинджера Если уж говорить о фальшивомонетничестве как об искусстве, то нельзя не вспомнить Эмануэля Нинджера. Хочется сказать о нем как о художнике - «жил и творил». Так вот, расцвет его творчества приходится на последнее десятилетие XIX века. В те времена доллары выглядели иначе, чем сегодня. Чтобы отбить охоту их подделывать, на долларах изображали множество элементов орнамента, суетных росчерков и виньеток всех фасонов. Плюс — разноцветный фон разных оттенков.
Казалось бы, миссия фальшивомонетчиков невыполнима. Но все это стало лишь вызовом для настоящего художника. Или, точнее — фальшивомонетчика. И Нинджер этот вызов принял.
Поразительно то, что этот человек не изготавливал клише для печати фальшивых долларов. Он их… рисовал! Да. Рисовал от руки КАЖДУЮ КУПЮРУ. Со всеми этими каверзными завитушками.
Нинджер с женой Аделаидой приехал в США в 1882 году из Германии. Поначалу он работал художником, а потом купил ферму в Нью-Джерси и занялся серьезным творчеством. Все дни он сидел взаперти и работал. Он рисовал доллары. Жена и дети трудились в огороде и рассказывали соседям, что глава семьи получает пенсию от прусской армии. И вообще очень занят работой над мемуарами.
Нарисовать от руки тогдашнюю долларовую банкноту, перегруженную графическими элементами — это был тяжелый труд, требовавший дисциплины и высочайшего профессионализма. Кроме того, Нинджеру требовалась особая бумага, похожая на оригинальную долларовую. Нинджер покупал ее у Crane & Co. А, как известно, эта компания поставляла бумагу и для государственного казначейства. Так что наш маэстро обратился по адресу.
Получив бумагу, Нинджер вырезал из нее прямоугольник по размеру подделываемой купюры и принимался за работу. Впрочем, бумагу сначала нужно было подготовить. Он вымачивал ее в слабом кофейном растворе, высушивал особым способом. И только после этого, совместив с настоящей купюрой, прижимал их к стеклу, ставил напротив лампы и долго и тщательно копировал на просвет. Вдохновляли его полтинники и сотенные банкноты. Чтобы достичь правильной цветопередачи, Нинджер использовал тонкую кисточку из верблюжьего волоса.
На одну купюру у Нинджера уходили недели. Но это было выгодно, потому что тогдашние 50 долларов стоили как нынешние 2 тысячи, а 100 — соответственно как 4 тысячи долларов.
Когда очередная бумажка была готова, Нинджер чинно отправлялся в Нью-Йорк, говоря соседям, что едет получать пенсию от прусской армии.
Все шло как по маслу, но однажды маэстро пришла в голову плохая идея разменять свой высокохудожественный полтинник в баре. Качество подделки было безупречным, бармен ничего не заподозрил. Но на стойке бара была капелька виски, и, о ужас — чернила на банкноте поплыли как тушь на ресницах у барышни. Нинджера взяли с поличным, он признал себя виновным, и был приговорен к шести годам тюрьмы и курьезному штрафу в один доллар.
Произошел этот поучительный случай в марте 1896 года. Впрочем, это был еще не конец его карьеры. Отсидев, он продолжил свои опыты, переключившись на британские фунты. В настоящее время в руках коллекционеров имеется около тридцати рукотворных купюр кисти Нинджера. И это лишь малая часть из семисот (!) банкнот, изготовленных этим трудягой. Рецепт инфляции от Милославского В России тоже подделывали монеты — увлеченно и самозабвенно. Но из более практичных соображений. И не для художественной галереи. А чтобы картошки купить. Или водки. Да мало ли. Для дела, короче.
И это - несмотря на страшные казни, настигавшие фальшивомонетчиков. Чего только с ними не делали в старые добрые времена — и руки им рубили, и головы, и лили в рот расплавленное олово… Некрасиво с ними поступали, что и говорить. Всеми этими негуманными мерами власти пытались отучить умельцев-граверов имитировать государственные дензнаки. Но эту песню, похоже, не задушишь, не убьешь…
Древнерусские фальшивомонетчики достигли больших высот в своем искусстве. Большинство подделок приходилось на серебряные монеты. Они всегда были ближе к рынку, чем золотые. Золото дороже — его использовали для накопления. Поэтому монеты из желтого металла лежали себе мертвым грузом в сундуках. Тогда как серебро звенело на рыночных площадях, активно участвуя в процессе «купи-продай». Его-то и подделывали. Законопослушные граждане пробовали серебряные монеты на зуб, взвешивали, скребли ногтем, обнюхивали и осматривали с подозрительным прищуром. Но тщетно. Умельцы поднаторели в своем искусстве, и распознать фальшивку становилось всё труднее. В конце концов серебро вышло из доверия. И вот в 1656 году царское казначейство решило заменить серебряные монеты на медные. Хотели как лучше.
Для кого-то и впрямь оказалось лучше. В первую очередь — для фальшивомонетчиков. Меди в стране хоть залейся. Штампуй — не хочу.
Лучшие люди страны, как и полагается, первыми заметили эту возможность. Так почтенный боярин Иван Милославский, доводившийся тестем самому государю, регулярно присылал на монетный двор возы с медью (своей собственной, не казенной), из которой специально для него чеканили особый тираж. На тех же телегах его и вывозили. Излишне добавлять, что как раз г-н Милославский и возглавлял казначейский приказ – своя рука владыка.
Глядя на босса, простые чеканщики монетного двора решили тоже не зевать. Приносили с собой медь, а выносили готовые монеты. Прессы работали в полную силу, количество монетного контрафакта росло. И вот что интересно — фальшивыми эти монеты трудно назвать. Ведь чеканили их на государственном монетном дворе. Но и легальным платежным средством именовать их язык не повернется. Потому что чеканили не для казны, а для себя любимого, ну еще немножко для брата, свата, кума и прочих свояков. Ну, и куме этой родственной эмиссии тоже перепадало, надо думать. Несанкционированный тираж рос. Казначейский приказ пытался с этим бороться. Не с возами Милославского (их в упор никто не замечал), а с рабочими пятаками, разумеется. Грозные стрельцы обыскивали мастеров на входе и выходе. Тогда виртуозы печатного станка додумались выносить свежеотчеканенные монетки в хлебной буханке. Дескать, хлеб наш насущный, и всё такое. Проверить буханку грозные стрельцы не догадывались, и «левые» медяки шли в народ. Кума несла их на базар, инфляция росла.
К тому же фальшивые копейки чеканили враги. Понятное дело, чтобы подорвать экономику Российской Империи. Лжедмитрий , хоть и недолго «царствовал», но по мнению историков успел понаделать фальшивых копеек. Видно, уж очень ему хотелось навредить российской экономике. Шведы, с которыми мы воевали в петровские времена, тоже вовсю чеканили русские монеты где-то на карельских болотах под оглушительный писк комаров. Вероятно, с коварной целью породить инфляцию на наших бескрайних просторах. Хотя где им было угнаться за возами боярина Милославского.

1
× Пришло новое сообщение