Наткнулся на чудесную статью о самом любимом, в последнее время, музыкальном стиле и, разумеется, не смог пройти мимо. Всем любителям Википедии и её объяснений посвящается))) Ну и тем, кому просто интересно)))

"Ambient в переводе с английского окружающее, обволакивающее...", - так или примерно так начинаются статьи об Ambient в русском Инете. Надо сказать, что информация по данному направлению музыкальной культуры вообще очень скупа в отечественных ресурсах. Одна-две статьи без автора и названия скопированы по многим сайтам в нашей сети. С цитаты из одной из них и началась данная статья. Прочитав то, что мне удалось найти, я пришла к выводу, что авторы, которые написали это, имели в своем арсенале личный опыт из прослушивания одной-двух пластинок, взятых у друзей, и не более того. Вообще же создается такое впечатление, что авторы страшно не любят эмбиент, и их просто заставили написать что-нибудь про него.

Порой информация об одном и том же крайне противоречивая. "Эмбиент как материя возник буквально ниоткуда", - пишет один автор, - "у него нет особой даты возникновения, так же как и нет точного определения эмбиент-музыки." На самом деле перевод у этого слова, конечно же, есть.

Согласно прогрессивному английскому словарю "Longman: Dictionary of Contemporary English" слово "ambience" как существительное - это путь, которым место (где вы находитесь) заставляет вас чувствовать. Дословно -"the way a place makes you feel". Другими словами, это нечто, что позволяет или даже заставляет Вас чувствовать себя, ощущать в данном месте и в данное время (кто переведет более точно, буду благодарна). А "ambient music" согласно этому же словарю означает - медленная электронная музыка, которую Вы слушаете, когда хотите отдохнуть, расслабиться." Дословно - "slow electronic music that you listen when you want to relax" (c) Pearson Education Limited 2000). Хотя даже это определение не совсем подходит, так как эмбиент не обязательно медленный, и вообще "медленно" у каждого свое, и слушать его можно всегда и везде. Я бы даже сказала, что особенно необходимо его слушать, когда работаешь, особенно людям творческой профессии, так как такая музыка не отвлекает, но настраивает на необходимую волну, заставляет задуматься о привычном по-другому.

Но вернемся к нашим авторам, так как, опровергая или подтверждая их высказывания, мы, наконец, выясним или хотя бы приблизимся к пониманию, что такое Ambient. По мнению большинства, термин "Ambient" ввел Brian Eno. "История гласит следующее - Eno попал в больницу, где провёл достаточно длительное время прикованным к постели, и в какой-то из моментов он обнаружил, что в результате то ли усталости, то ли ослабленности из-за болезни, его внимание стало каким-то рассеянным. Совершенно неожиданно он осознал, что воспринимает шумы за окном его палаты как какую-то музыку - отголоски звуков города сплелись в подобие мелодической структуры. Он стал с этим экспериментировать - прислушивался, смешивал в воображении ещё с чем-то. После выписки из больницы, он вернулся к работе, и стал экспериментировать с магнитофоном. Он выставлял микрофон во двор, носил его с собой и записывал разнообразные звуки окружающей среды, но не дождь, не гром и т.п. (это уже делалось), а именно какие-то отголоски протекающей жизни. Всё это он обрабатывал, микшировал и сводил. Полученные саундскейпы вылились, в конце концов, в серию работ под названием Ambient. Так в 70-х годах в музыке появился термин ambient".

Таким образом, Brian Eno не вводил этот термин, он так назвал свой первый альбом. А так как такая музыка была новым явлением, ленивое существо - человек не придумал ничего иного, как именовать также все последующие творения данного направления музыкальной культуры.

"Безусловно, стоит различать классический и электронный эмбиент. По крайней мере, то, что создал Brian Eno, справедливо считать классическим эмбиентом. Электронный эмбиент, как это ни странно, почти совсем не похож на то, что придумал Brian Eno. Если прародитель использовал шумы из окружающей его жизни и немного звуков акустических инструментов, то современный эмбиент - это сплошное использование электроники".

Это не совсем так, что современный электронный эмбиент совсем не похож на первоначальные эмбиент-творения, и не использует акустику и звуки окружающего нас мира. Наоборот, очень даже использует. Послушайте, например, альбом Woob "1194", или любой альбом Jorhe Reyes, или новый альбом Expedition Zero "По свету земли", или DJ Откоса и его "Замкнуть на массу", а ORB, так вообще использует саундскейпы в каждом своем альбоме.

"Если вы слышите медленную, спокойную и обволакивающую электронную музыку при полном отсутствии ритма, то с очень большой вероятностью её можно отнести к эмбиент музыке".

Звучит прямо как рецепт, только вот рецепт чего? Чего угодно только не эмбиента. Эмбиент не обязан быть ни медленным, ни спокойным. Он может быть любым - веселым и радостным, грустным и задумчивым, тревожным и тягучим. И, конечно же, у него может быть ритм.

Другой автор пошел дальше своего коллеги. Его рецепт приготовления и потребления эмбиента намного категоричнее и конкретнее. "Эмбиенту присущи:

1. Наличие очень медленного, неявного ритма, или полное отсутствие последнего.

2. Использование звуков природы, или "псевдоприроды", то есть модели окружающей слушателя среды, так или иначе напоминающей о природе.

3. Отсутствие мелодии как таковой, или ее непостоянность и постоянная "текучесть".

4. Упор на басовые звуки и полное отсутствие резких "движений" и звуков.

5. Длинная продолжительность композиции. От 10 минут и выше. Встречаются перлы и на 45, и 90 минут.

6. Отсутствие вокала, хотя часто используются речевые сэмплы и разного рода "повествования".

Те, кто знаком с эмбиентом ближе, чем автор вышесказанного, посмеются над вышеизложенными пунктами. "Неявный ритм..." - от чего же, в большинстве произведений он очень даже явный (SETI "The Geometry of Night", например), "отсутствие мелодии...", "упор на басовые звуки...", а также другие "перлы" автора я оставлю без комментария. Только, если следовать его логике, то "отсутствие ритма, мелодии, звуков и вокала" есть тишина. Хотя, может быть ничего более эмбиентального, чем тишина, где-нибудь в лесу, и не существует. И это единственное, в чем я, безусловно, согласна с ним.

Последнее, что окончательно возмутило меня в статье этого автора, так это следующее: "Вообще, чем "мертвее, синтетичнее и безжизненнее" музыка, тем сильнее она связана с ambient'ом. Встречаются такие понятия, как, например, "суицидный эмбиент" (проект Vond, например) - который ставит эксперименты над человеческой психикой, навязывает свою идею. Очень важен тот факт, что слушать ambient - занятие сугубо личное. Человек должен слушать и осознавать музыку наедине со своим источником звука. И главное - чтобы создать и воспринять атмосферу музыки, нужно быть к этому готовым на 100%, иначе ничего, кроме раздражения, эта музыка вызвать не сможет..."

Жаль мне этого автора. Если ему самому не с кем музыку послушать, то не надо это и другим советовать. Осознание у всех происходит по-разному, рецепта тут нет. И если ты пишешь статью-отзыв о целом направлении музыкальной культуры, то, наверное, не стоит навязывать себя, а давать субъективную оценку.

На самом деле, эмбиент может быть любым и изменяться в своем проявлении у одного автора не только в рамках одного альбома, но даже в рамках одной композиции (даже не самой продолжительной). Так что же это такое "ambient"?

Это музыкальные картины, которые создают настроение. Причем одна и та же пластинка воспринимается раз от раза иначе. Это особенность именно эмбиентальной музыки. Потому что она довольно абстрактна. Часто ощущения, навеянные ею, также еле различимы и напрямую зависят от состояния и настроения слушателя. Она создана именно для того, чтобы помочь нам увидеть тот образ, который нас устраивает в данный момент: успокаивающий, энергичный, фантастический, реальный или наоборот. Эта музыка, так или иначе, стимулирует активную мыслительную деятельность, только в одних случаях продолжением являются сон, а в других - повышение умственного тонуса и концентрация внимания.

"Ambient" настолько объемен, что давно уже выходит за рамки того, что придумал в середине 70х годов Brian Eno. В настоящее время уже сам эмбиент имеет свои направления: Ambient dub, Ambient house, Ambient techno, Dark ambient и др. И хотя эти направления довольно сильно отличаются друг от друга, в них есть довольно сильное общее - слово "ambient", то есть атмосфера, погружаясь в которую человек находит то, что ему необходимо, что ему обязательно поможет, и без чего ему сейчас плохо.

Надо заметить, существует тенденция, что в рамках одного эмбиентного альбома музыканты все чаще переплетают многие его направления. Таким образом, пластинки получаются динамичными, разнообразными, проходящими все стадии развития: от зачатия и возникновения, до кульминации и логического завершения.

© eNELo 2001

4
× Пришло новое сообщение