Скелет — наиболее распространенный фантастический образ, символизирующий смерть как сверхъестественное существо. Впервые изображение смерти в образе скелета появляется в итальянском (Пьеро ди Козимо), немецком (пляски смерти, похо-ронные аллегории, фаустова дуэль), фламандском (Питер Брейгель) Возрождении. Первым шедевром искусства на эту тему был «Триумф смерти» Питера Брейгеля — гениального фламандского живописца, который настолько сжился с фантастикой, что сделал ее почти неотъемлемым компонентом фламандского пейзажа и сцен, навеянных жизнью и обычаями его народа. В «Триумфе смерти» смерть изображена не абстрактным единичным символом, а бесконечной когортой скелетов, которые, вырываясь из глубин, разрушают и убивают все, устанавливают террор, применяют пытки и казни. «Можно сказать, что речь идет об истинном бунте кладбищ, о мрачномпиршестве останков, о веселом и жестоком разгуле небытия»,— писал по поводу «Триумфа смерти» французский историк искусства М. Брион. Тем, кто вел жизнь, полную удовольствий, кто равнодушно взирал на трагическую судьбу человечества, художник представил картину конца света. Впечатление ужаса, исходящее от картины, увеличивает поразительная способность художника, характерная для мастеров эпохи Возрождения, индивидуализировать сцены и персонажи, даже если персонажами являются бесчисленные количества мертвых бунтующих кладбищ.

2
× Пришло новое сообщение